Десятый день Канн — гинекологический психоанализ «Двуличного любовника»
Каннский фестиваль приберёг некоторые из самых эффектных конкурсных потрясений на последние дни. Причем достаётся в основном женщинам: например, один из самых популярных французских режиссеров Франсуа Озон, в своём новом фильме «Двуличный любовник» зондирует не только подсознательное героини Марины Вакт, но и буквально всю её репродуктивную систему, через откровенные сцены с элементами насилия. Несмотря на это, фотокол прошёл в сдержанной и спокойной манере.


Казалось бы, истерия красной дорожки в Канне не сильно разнится изо дня в день… за исключением французских премьер. За кордоном из металлических заборов и самых красивых в мире полицейских собираются французские фанаты местных кинозвёзд. Именно им проще всех приехать на Лазурное побережье. И французы уделяют «своим» особое внимание. Жаклин Биссет убегала от съёмочной группы Франсуа Озона и через все преграды раздавала автографы счастливой публике, которую не пускают даже за первое окружение автоматчиков.
Выпрямленные указательные пальцы и отсвечивающие гильзы патронов в полупрозрачных рожках массивных FAMAS-ов постоянно напоминают о серьёзности террористической угрозы. Ранее, несмотря на милитаристские меры по обеспечению безопасности фестиваля, горожане и мэрия Канн устроили нам, журналистам, специальный обед под открытым небом, встречая уже порядком измученную прессу в традиционных одеждах французского Средиземного побережья. И, как это принято ещё с Римской эпохи II века до нашей эры, подарили всем в знак гостеприимства маленькую бутылочку оливкового масла.




Сам же Франсуа Озон, режиссёр «Двуличного любовника», продолжая визуальную тему голубого фотокола, воспользовался статусом и нарушил мужской дресс-код: сине-серый смокинг и тёмно-синяя бабочка. Не понятно, как его пропустили на красную дорожку, ведь Канн славится своим строжайшим дресс-кодом для всех – от охранников и фотографов до самых именитых членов съемочных групп. Почти пятидесятилетний Франсуа не разграничивает личные взгляды на жизнь и творчество: нетрадиционная сексуальность, амбивалентность, двусмысленность и отрицание социальных норм присутствуют во всех его фильмах.
В этот день типично по-французски на дорожке были соблюдены правила diversité (разнообразия), присутствовали все расы и все сексуальные ориентации.




Сам же фильм «Двуличный любовник» начинается с крупного плана распахнутой гинекологическим расширителем вагины, представленной на анатомический анализ 2 300 зрителям Grand Théâtre Lumière. Медицинская тема плавно перетекает в психотерапевтическую. Но ненадолго покидает тему сексуальности: Хлоя (Марина Вакт) вскоре оказывается в постели своего психоаналитика. Но и этого Озону недостаточно. В сюжете появляется двойник любовника героини, который также соблазняет её. Режиссёр без комплексов рифмует Фрейда, женское подсознательное и секс, очень много секса.

Главные роли в новой, наконец-то, зрительской киноработе французского мэтра исполнили хорошо знакомые поклонникам творчества Озона Жереми Ренье («Криминальные любовники» 1999 года и «Отчаянная домохозяйка» 2010 года), и Марина Вакт, сыгравшая в свое время главную героиню в картине «Молода и прекрасна» 2013 года. Легенда европейского кино Жаклин Биссет выступает в роли матери главной героини.


Кстати, режиссер поборется за Золотую пальмовую ветвь уже в третий раз. «Бассейн» в 2002 и «Молода и прекрасна» в 2013 главную награду Каннского киносмотра так и не отхватили.
Стильный коммерческий триллер о романе раздвоенного психоаналитика и его пациентки можно будет увидеть и в российском прокате, правда, только осенью.

ФОТО: ОЛЕГ НИКИШИН, КРИСТИНА НИКИШИНА
ТЕКСТ: АНАТОЛИЙ ИВАНОВ, ЕЛЕНА БАРКОВА